С 1 февраля
2019 года в работе нотариусов произошли значительные изменения. Преобразования
обусловлены Федеральным законом №338-ФЗ от 03.08.2018 и вводят новые
обязанности сотрудников нотариальных учреждений. У россиян появилась
возможность значительно быстрее и легче оформлять различные сделки. В чем же
преимущество нововведений? Когда без нотариуса не обойтись? Суть нововведений,
заключается в расширении функций и ответственности нотариуса, в частности
вводятся новые правила регистрации недвижимости. С 1 февраля 2019 года в
обязанности нотариусов входит регистрация прав в Федеральной службе
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). После
заверения сделки с недвижимостью нотариус обязан самостоятельно и
незамедлительно передать сведения в Росреестр. Передача может быть осуществлена
посредством электронной связи. Законом определен срок для отправки заявления и
прилагаемого к нему документального комплекта – 1 день. То есть сведения должны
поступить в Росреестр в течение текущего рабочего дня и не позднее его
окончания. На случай перебоев с интернетом, технических проблем или других
обстоятельств, законом предусмотрена возможность передачи документов на
бумажном носителе. В этом случае срок увеличивается до 2 рабочих дней. Важные
изменения! Передача пакета документов об удостоверенных сделках в Федеральную
службу государственной регистрации с 1 февраля 2019 года перестало быть
отдельным нотариальным действием и входит в комплексную услугу сотрудников
нотариата. Это означает, что регистрация права стала бесплатной. Нужно
отметить, что в действующем законодательстве такая процедура могла быть
осуществлена по просьбе лиц, совершающих сделку, за отдельную плату. В чем
преимущество нововведений Изменения в законодательстве призваны решить сразу
несколько важных для общества вопросов: свести к минимуму риски мошенничества;
сократить сроки совершения сделок; сделать процедуру оформления более удобной.
Работа нотариуса организована по принципу «одного окна». То есть, обратившись в
нотариат, за один визит можно не только заверить сделку, но и зарегистрировать
право собственности. Личное обращение в Росреестр, МФЦ или к посредникам не
потребуется. В случае необходимости подписи документов, она может осуществляться
в присутствии нотариуса, который заверит цифровой документ своей УКЭП и тем
самым придаст ему юридическую силу. Таким образом, клиентам не нужно получать
квалифицированную электронную подпись. Это значительно сокращает время
оформления сделок. Следует знать, что за услуги правового и технического
характера, как и прежде, придется платить. Когда без нотариуса не обойтись. Не
всегда оформить сделку с недвижимым имуществом можно без нотариуса. Законом
предусмотрен ряд обстоятельств, когда это необходимо: если собственниками
являются более одного человека; если один из собственников несовершеннолетний
или находится под опекой; при оформлении договора ренты; при оформлении
соглашения супругов о разделе имущества; сделки по отчуждению доли. В остальных
случаях можно обойтись простым письменным договором и самостоятельной
регистрацией права в Росреестре.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Волгоградской области Антон Лопашов